/duo/telecasts/21-300-953/1727343615-asia360-horizontal.png)
Азия 360
Пн-Пт днем
· Повтор Пн-Пт утром
Что вы знаете о Центральной Азии? То, что эти страны когда-то входили в состав СССР, и то, что люди сейчас там живут бедно, живут в кишлаках и ездят на ослах, мечтают переехать в Россию и работать там, пьют только зеленый чай и едят плов и мясо, притесняют людей других национальностей? Мы решили развеять самые распространенные мифы о Центральной Азии, а также рассказать о забытых традициях и блюдах, которые шокируют иностранцев, а иногда даже самих местных.
- Год производства2022
С1:Э76
Ягнобцы. Забытые в горах
Потомки жителей древней Согдианы, бежавших более двух тысячелетий назад в Фанские горы от войск Македонского, все это время жили в изоляции и практически не общались с таджиками. В 1970-е советская власть переселила их в долины. С приобретением независимости ягнобцы стали возвращаться в эти горы.
С1:Э122
Иранская свадьба
Для иранцев брак — огромное событие, которое отмечается пышно, с размахом. В этом выпуске мы расскажем вам о том, какие особенности можно встретить на иранских традиционных свадьбах. Но не в Иране, а в Бухарской области Узбекистана, где проживают персы.
С1:Э77
Портеры. Тяжелая ноша
Есть такая профессия – носить вещи на себе. Таких людей называют "портерами" – от английского "носить". Профессия, широко распространенная в горах, где нет дорог. Их нанимают для доставки грузов путешествующих в горах туристов и альпинистов.
С1:Э123
Малосемейка в ожидании сноса
До 2029 года в столице Казахстана планируют снести 206 аварийных многоквартирных домов и общежитий. Это почти пять тысяч квартир и комнат. Мы съездили в разрушающееся общежитие малосемейного типа в Астане, где сотни людей выживают в комнатках 14 кв.м в здании, которое в любой момент может обвалиться.
С1:Э78
Уйгуры. Длинная история лагмана
Попробовать настоящий уйгурский лагман, купить недорогую китайскую ткань: сделать все это можно на кыргызском рынке. Такой симбиоз получился благодаря китайским уйгурам, приехавшим туда из СУАР в начале 90-х. Действительно ли им так опасно возвращаться на родину?
С1:Э124
Продавщица бозо
Ажаркул Мамбеталиева – уникальная представительница кыргызского села Таш-Башат, которая всегда все успевает, не боится волков, балует детей сладостями и готова угощать вкусным бозо любого зашедшего к ней в дом. Это национальный напиток кыргызов, пользующийся спросом особенно осенью и зимой.
С1:Э79
Бегство от войны. Вторая волна
В Кыргызстане, если верить официальным данным, регистрацию прошли почти четыре тысячи россиян, бегущих от "частичной" мобилизации. Второй массовый исход после февраля стал еще крупнее. С момента мобилизации война, кажется, вошла в каждый российский дом.
С1:Э125
Охотник за лавинами
40 лет герой нашего фильма работает лавинщиком в Узбекистане. В его задачу входит сделать отдых людей безопасным. Но для этого у него нет никаких специальных средств: пушек для обстрела гор и даже постоянных помощников. Есть только лыжи.
С1:Э80
Народ в пути
Немцы Поволжья и Северного Причерноморья. Их называют "народом в пути". Многие из них, в XIX веке были сосланы оттуда в Центральную Азию. В небольшом кыргызском городе Талас их было больше 100 тысяч человек. Они образовали на территории кочевых народов немецкие поселения. Спустя десятилетия, большинство вернулось на историческую родину. Но есть и те, кто остался в Кыргызстане.
С1:Э126
Родная дорога
Кыргызстан имеет порядка тысячи высокогорных и труднодоступных сел. Среди них Ничке-Суу и Терек-Суу. Расстояние между этими селами – четыре километра. Соединяет их гравийная горная дорога. Ежедневно по этой горной дороге дети из деревни Ничке-Суу преодолевают долгий путь в школу в соседний Терек-Суу.
С1:Э81
Маргилан. Там, где рождается шелк
Город Маргилан называют текстильной столицей Узбекистана. Треть населения города занята в этом бизнесе: выращивают сырье, производят ткань, красят ее и шьют из нее одежду.
С1:Э127
Базар как искусство
Базар на Востоке — одно из первых мест, где стремятся побывать путешественники, чтобы познакомиться с местными традициями. В Центральной Азии есть два знаменитых рынка: "Чорсу" в Ташкенте и Ошский в Бишкеке. Большая часть их продавцов и в холод, и в зной покупателя обслуживает с гостеприимством.
С1:Э82
Ракеты Акколя
В Костанайской области Казахстана есть небольшой аул Акколь, где проживают около 500 человек. С 2017 года земли возле села отданы России под падение отделяющихся ступеней ракет-носителей "Союз-2", запускаемых с космодрома Байконур. За аренду земель Россия обещала ежегодно платить в местный бюджет 460 тысяч долларов США. За последние три года вблизи Акколя части ракет падали шесть раз. Но в результате аккольцы жить лучше не стали. Они не верят официальным заключениям о безвредности запусков и опасаются, что ступень ракеты когда-нибудь упадет прямо на аул.
С1:Э128
Обледеневшая степь
В степях Казахстана от голода из-за сильных морозов и снегопадов массово гибнут лошади, которые не могут добраться до подножного корма. Коневоды просят власти помочь им с кормами и спасти уцелевший скот. Власти проблемы в случившемся не видят, хотя эксперты говорят, что трагедии можно было избежать.
С1:Э83
Многоженство в Узбекистане
Баходир – известный в Риштане блогер и активист. Работает учителем английского языка в местной школе. Живет сразу с двумя женами. Как живется людям в подобных отношениях и правда ли, что хорошо в таких семьях только мужчинам.
С1:Э129
Спасти айгуль
Баткенская область Кыргызстана – родина уникального цветка айгуль, который растет лишь на горе Айгуль-Таш. Из-за массового сбора айгуль начал исчезать. Власти ввели запрет на посещение горы, но жители деревни Кара-Булак, которая находится у ее подножия, считают, что такое решение не поможет.
С1:Э84
Выносливый друг
Бекназар и Акназар – два брата, которые помогают родителям разводить баранов, коров и лошадей в горах. Они ходят в школу в четырех километрах от дома. Чтобы не опоздать на уроки, они выходят из дома за час, а если плохая погода, бывает и затемно.
С1:Э130
Паводки в Казахстане
Апрель 2024 года оказался трагичным для огромного количества семей в западно-казахстанских областях. Больше 100 тысяч людей эвакуированы, у большинства больше нет дома. Казахстанцы ждали компенсаций от государства, но не все их могли получить.